Говорят, что книги нельзя судить по обложке. Тем не менее, каждый из нас занимается этим постоянно. Ксюша Самарцева подобрала 15 книг разных жанров и форм, невероятное издание которых соответствует их содержанию.
Что такое искусство
Трактат об искусстве Льва Толстого, для своего времени отличавшийся одновременно радикализмом и консервативностью, отражает менявшиеся на протяжении 15 лет представления писателя о предмете. Издание дополнено нашими современниками, философом Олегом Аронсоном и американской слависткой Кэрил Эмерсон. Актуализация текста Толстого отражается и в издании: модное оформление обложки ставит книгу в один ряд с другими изданиями V—A—C Press, задавая эссе столетней давности новый контекст.
Загмайстер и Уолш: О Красоте
Эта книга воспевает красоту: ее естественность, гармоничность и универсальность. Большое количество примеров из сферы дизайна, искусства и архитектуры иллюстрируют авторские представления о красоте в самых разных ее формах. «B» (like beauty) на обложке максимально наглядно демонстрирует этот подход: вычурная, выполненная под мрамор 3d-модель не считывается с первого взгляда как символ, но приковывает внимание и вызывает эмоции.
Синеты
Красивый, чувственный и болезненный текст. Мэгги Нельсон пишет о себе, печали, одиночестве и о синем цвете. Изящное и лаконичное оформление No Kidding Press точно попадает в настроение эссе Нельсон.
Ленинград: архитектура советского модернизма 1955-1991
После книг о Москве и Алма-Ате, это уже третий справочник-путеводитель издательства Garage по архитектуре советского модернизма. Санкт-Петербург ― город с богатой архитектурной историей, в которой модернизм стал одной из многих страниц. Авторы рассказывают о том, как новый стиль вписывался в исторический ландшафт, дополняя и преображая облик города. Модернистский подход отражён и в издании: графическая композиция и выбор шрифтов погружает в эпоху возведения зданий, о которых идёт речь.
Типомания
Буквы, шрифты и креатив. А ещё коллажи, активности с использованием красок и обучение в игровом формате. Яркая книга о визуальном языке для детей всех возрастов. Каждая страница не только знакомит ребёнка с типографикой, она учит выразительным визуальным средствам на интуитивном уровне, не привлекая ни грамма сухой теории.
Джекил и хайд
Смелое прочтение готической повести Стивенсона. Виртуозная работа Маттотти с позами персонажей, в сочетании с яркой колористикой задают особый, выдержанный тон, погружающий в терзания доктора. Кислотные краски, экспрессивность действий и дерзость интерпретации придают истории больше конкретики и выразительности, сохраняя дух оригинального произведения.
Не надо стесняться
Этой книге точно стесняться нечего. Ее цвет (фуксия, Pink Valentino или, если вам угодно, неоново розовый) и размер (в книге почти тысяча страниц!) выделят книгу на любой полке. «Не надо стесняться» про постсоветские поп-песни, про людей, которые их писали, придумывали и исполняли и про время, которое стало золотым для русской попсы. Кстати, у нас есть плейлист с любимыми песнями из этой книги.
Шкура
Яркая, во всех смыслах, книга итальянского писателя Курцио Малапарте об ужасах Второй мировой войны. Бесчеловечность, бедность и тяготы военного времени преподносятся читателю от первого лица. Курцио пишет о войне иронично, внимательно и натуралистично. Возможно, даже слишком натуралистично.
Оставаясь со смутой
Сложное, но притягательное нечто на обложке и оформление соответствует такому же непростому, затейливому и, в некотором смысле, экстравагантному содержанию.
«Чтобы оставаться со смутой, нам требуется научиться быть подлинно в настоящем, но не в качестве исчезающей точки между ужасающим или же райским прошлым и апокалиптическим или же спасительным будущим, а в качестве смертных тварей, вплетенных в мириады незавершенных конфигураций мест, времен, материй, значений и смыслов».
Дом на говне
«Дом на говне» Ильи Зданевича собран из странных, неожиданных и оригинальных эссе, докладов и выступлений, которые знакомят русского читателя с уникальной и цельной теоретической системой радикального русского авангарда. Лаконичное оформление книги встраивается в ритм произведения, подчёркивая и дополняя содержание.
Апокалипсис Дюрера
Ранее не публиковавшаяся в России книга Откровений Иоанна Богослова с гравюрами великого Альбрехта Дюрера. Юбилейное издание к 550-летию великого мастера содержит оригинальный текст на латыни и немецком языке и сопровождается русским синодальным переводом. Более того, оно дополнено двумя искусствоведческими статьями, которые раскрывают контекст и смыслы, заложенные в произведение Дюрера. Большой формат, качественная печать и плотная бумага делают книгу настоящим произведением искусства, который станет ценным экземпляром коллекции любого ценителя средневековой графики.
Книга непокоя
Сложная мозаика из слов, автобиографических зарисовок и разрозненных рукописей, соединённых в единый текст только через 50 лет после смерти автора. Получившееся произведение до сих пор вызывает споры и толки. Проза поэта или поэзия в прозе, полная серьёзных размышлений, тоски и тревоги. Последнее русскоязычное издание подхватывает эту тревогу и неясность, отражая их на обложке.
Альмодовар
Книга о Педро Альмадоваре, под стать его фильмам, яркая, насыщенная визуальными образами и причудливая. Совмещая в себе китч с утончённостью, она знакомит читателя с режиссером, его работами, любимыми актрисами и темами в разные периоды его творчества. Сборник составлен Антоном Долиным и Андреем Плаховым и включает в себя критические тексты, интервью и статьи разных авторов.
Дюймовочка
Сказка Ханса Кристиана Андерсена в своё время открыла прекрасную детскую серию V—A—C Press. Иллюстрации в книге выполнены Алексеем Булдаковым, художником и антропологом, в экспериментальной технике. Он использует акварель и тушь на влажной кальке, что придаёт иллюстрациям особую мягкость, плавность и нежность. Основные цвета издания, зелёный и фиолетовый, гармонизируют друг с другом, рождая ассоциации с цветами и мирным луговым жужжанием.
Нью-Йорк вне себя
Влиятельнейшая книга-манифест об архитектуре, написанная во второй половине XX века. «Нью-Йорк вне себя» — это попытка изучить и описать путь и историю города, породившего новую, устремлённую вверх, архитектуру и культуру пространственной перегрузки. Обложка нового издания книги вдохновлена архитектурой Нью-Йорка. Вертикальный прямоугольник на маджентовом фоне отражает концепцию города, составленного из прямых линий и прямоугольных зданий.